В Кемерове проходят три выставки Русского музея. Вас интересует какая-то одна или все сразу? Воспользуйтесь нашим гидом по каждой!
В Кемерове проходят три выставки Русского музея. Вас интересует какая-то одна или все сразу? Воспользуйтесь нашим гидом по каждой!
В Музее изобразительных искусств Кузбасса до 15 февраля проходит выставка «Пейзаж в творчестве художников XIX – начала XX века» из коллекции Русского музея. На выставке вы можете увидеть полотна известных русских художников, среди которых Василий Поленов, Алексей Саврасов, Исаак Левитан, Аполлинарий Васнецов, Архип Куинджи, Абрам Архипов и другие. Эти живописцы были членами Товарищества передвижных художественных выставок, которому в 2020 году исполнилось 150 лет. Предлагаем вам узнать об их картинах поподробнее.
В Музее изобразительных искусств Кузбасса до 15 февраля проходит выставка одной картины Михаила Нестерова «Святая Русь» – одного из интереснейших произведений Серебряного века. На полотне изображен Христос в окружении наиболее почитаемых на Руси святых, к которому пришли богомольцы. Картина прибыла в Кемерово после масштабной реставрации, которая длилась полгода. На выставке вы можете посмотреть об этом фильм.
Выставка «Русский авангард» в Кемерове стала для команды Центра мультимедиа Русского музея итогом многолетних экспериментов в области компьютерной визуализации. Она организована в рамках деятельности Филиала Русского музея в городе Кемерово.
Основа мультимедиа-экспозиции – 60 произведений русского авангарда, каждое из которых занимает особенное положение как в коллекции Русского музея, так и в русском искусстве первой трети ХХ века.
Термин «супрематизм» происходит от латинского слова supremus, означающего «высший» или «превосходный». Под супрематизмом его изобретатель Казимир Малевич подразумевал искусство будущего — оно должно было заменить традиционную живопись. Свою концепцию он изложил в брошюре «От кубизма и футуризма к супрематизму» и в критическом очерке «От Сезанна до Супрематизма».
В супрематизме главным элементом живописи был цвет. Художники использовали цвета так, чтобы они не вызывали у зрителя ассоциаций с привычными предметами. Сам Малевич писал: «Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение».
Структура мироздания в супрематизме выражается в простых геометрических формах: прямой линии, прямоугольнике, круге, квадрате на светлом фоне, знаменующем бесконечность пространства. Идеи супрематизма, отсчет которому положил знаменитый «Черный квадрат», нашли воплощение в архитектуре, сценографии, полиграфии, промышленном дизайне.
Работы, вошедшие в экспозицию:
Чтец. Эскиз костюма к опере «Победа над солнцем». 1913
Композиция с Джокондой (Частичное затмение). 1914
Красный квадрат (Живописный реализм крестьянки в двух измерениях). 1915
Супрематизм. 1915
Супрематизм. 1915-1916
Супрематизм (Supremus № 56). 1915-1916
Черный квадрат. Около 1923
Черный крест. Около 1923
Черный круг. Около 1923
Архитектон «Гота». 1923
Турецкий воин. Эскиз костюма к опере «Победа над Солнцем». Вторая половина 1920-х
Воин. Эскиз костюма к опере «Победа над Солнцем». Вторая половина 1920-х
Будетлянский силач. Эскиз костюма к опере «Победа над Солнцем». Вторая половина 1920-х
Таблица № 3. Пространственный супрематизм. Вторая половина 1920-х
Девушки в поле. 1928-1929
Сложное предчувствие (Торс в желтой рубашке). 1932
Две мужские фигуры. Начало 1930-х
Основатель абстракционизма Василий Кандинский занимает в искусстве России и Европы ни с чем не сравнимое место. Кандинский противопоставил взрыву экспрессии, прорвавшейся на холст агрессивным цветом, очистительное воздействие глубоких человеческих инстинктов, способных выявить духовную сущность.
В картинах художника визуальные образы реальности очищаются от своего материального происхождения, абстрагируются до основных изобразительных элементов – точки, линии и пятна.
На рубеже первого и второго десятилетий XX века Кандинский через символизм и экспрессионизм переходит к абстрактной живописи. Начиная с 1908–1909-х годов, привычные земные координаты постепенно исчезают в картинах Кандинского, чтобы уступить место безграничному и бездонному космосу, категориями которого и будет впредь оперировать воображение художника.
В книге «О духовном в искусстве» — своеобразной теории абстракционизма – художник рассуждал об ассоциациях, которые вызывают у зрителя каждый цвет, линия и геометрическая фигура: «Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».
Работы, вошедшие в экспозицию:
Импровизация 11. 1910.
Святой Георгий (II). 1911
Черное пятно. 1912
Композиция с белой каймой. 1913
Композиция. Женская фигура. 1915
Композиция (Ландшафт). 1915
Синий гребень. 1917
Сумеречное. 1917
Амазонка в горах. 1918
Амазонка с голубыми львами. 1918
Белое облако. 1918
Золотое облако. 1918
Два овала (Композиция № 218). 1919
Картина с остриями. 1919
На белом (Композиция № 224). 1920
От латинского constructio – построение, структура – направление в искусстве ХХ века, представители которого основой художественного образа считали конструкцию. Целью конструирования была организация оптимальной связи между элементами композиции.
Конструктивизм возник в России, в среде художников и архитекторов, активно приветствовавших революционные настроения, а впоследствии и саму пролетарскую революцию как начало новой эпохи, призванной качественно изменить внутренний мир человека и окружающую его среду. Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году: конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин – автор проекта Башни III Интернационала.
Художники-конструктивисты выдвинули важнейшей задачей искусства моделирование окружающей среды средствами и приемами искусства, сочетание красоты с функциональностью. Они обратились к разработке интерьеров, предметов мебели и быта, костюма, рисунка на ткани – всему тому, что получило затем развитие как промышленный дизайн. В советском искусстве конструктивизм получил настолько широкое распространение, что до начала 1930-х признавался главенствующим направлением.
Конструктивизм был популярен в советской архитектуре 1920−30-х годов. В этом стиле строили общественные здания, общежития, дома-коммуны. Архитекторы-конструктивисты отказывались от «излишества форм» и обилия декоративных элементов. В их проектах главными были функции и назначение здания, а не его внешний вид.
Работы, вошедшие в экспозицию:
Татлин В.Е. Угловой контррельеф. 1914
Экстер А.А. Конструктивный натюрморт. 1917
Родченко А.М. Белый Круг. 1918
Родченко А.М. Красное и желтое. 1918 (?)
Родченко А.М. Черное на черном. 1918
Родченко А.М. Беспредметная композиция (Композиция №53). 1918
Родченко А.М. Беспредметная композиция. 1918
Родченко А.М. Беспредметная композиция (Композиция №56). 1918
Альтман Н.И. Эскиз праздничного оформления пл. Урицкого (Дворцовой) между зданием Зимнего дворца и зданием штаба Гвардейского корпуса. 1918
Родченко А.М. Альбом «Гравюры 1919 г.». 1919
Степанова В.Ф. Композиция из четырех фигур: мужской, женской и двух детских. 1919
Степанова В.Ф. Композиция из двух фигур, мужской, составленной из прямоугольников, и женской, составленной из овалов. 1919
Степанова В.Ф. Женская фигура, составленная из треугольников и кругов. 1919
Альтман Н.И. Беспредметная композиция РСФСР. 1919-1920
Стенберг Г.А. Подъемный кран. 1920
Альтман Н.И. Петрокоммуна. 1921
Альтман Н.И. Проект убранства площади Крицкого к 1-й годовщине Октябрьской революции. Образец подноса (мастер-исполнитель Софья Шульман). 1924-1925
Павел Филонов – центральная фигура петербургского авангарда в 1910-1920-х годах и один из самых загадочных художников не только в русском, но и в мировом искусстве XX века, творчеству которого нет аналогий.
Для истории русского искусства Павел Филонов не просто оригинальный художник, лидер русского авангарда. Прежде всего он известен как создатель направления аналитическое искусство. Новая концепция творчества по Филонову подразумевает принцип «органического роста» художественной формы от частного к общему, когда картина развивается из точки, подобно растущему организму в природе. Художник декларирует необходимую связь творческого процесса с научным познанием мира, равно как и с областью психологии творчества. Его картины полны символического смысла и трагического напряжения. Сформировавшийся как художник, философ, теоретик практически самостоятельно, Филонов оказал заметное влияние на многих деятелей авангарда начала ХХ века.
В картинах Филонова «живут» не только рожденные его воображением персонажи, но и окружающая их среда, всё, к чему прикасается мысль художника. В живописи Филонова нет ничего случайного. Она наполнена символами, знаками, образами, которые так гармонично и естественно связаны между собой, что уже вся картина в целом является символом, и надо весь холст воспринимать и рассматривать как единую метафору.
Искусству Филонова в целом присуще трагедийное начало: волею судьбы ли, в силу ли своего характера, но художник, по существу, не создал ни одного оптимистического образа. Везде, в каждом явлении видит он позитивную и негативную стороны, они как свет и тьма для него – неразрывные антиподы.
Работы, вошедшие в экспозицию:
За столом. 1912-1913
Пир королей. 1912-1913
Масленица и вывод из зимы в лето. 1913-1914
Крестьянская семья. 1914
Перерождение интеллигента (Перерождение человека). 1914-1915
Формула Петроградского пролетариата. 1920-1921
Формула периода 1904 по июль 1922 (Вселенский сдвиг через Русскую революцию в мировой расцвет). 1920-1922
Без названия. 1923
Две головы (Матросы с Азовского моря). 1925
Живая голова. 1926
Формула весны и действующие силы. 1927-1928
Ударники (Мастера аналитического искусства). 1934-1935
Лики. 1940
С помощью QR-кодов, размещенных на портретной галерее художников, можно ознакомиться с биографиями художников и их работами, находящимися в коллекции Русского музея.