Рубрики
Новости

Вебинар «Социально-культурные аспекты образовательной деятельности современного музея»

Санкт-Петербург и Кемерово разделяют 4151 километр. Но мы научились сокращать расстояние одним кликом мыши. И благодаря этому убрали препятствия к общению.

26 августа в Кемерове прошел информационно-методический вебинар «Социально-культурные аспекты образовательной деятельности современного музея». Его организовали Филиал Русского музея в городе Кемерово и отдел «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея.

Вебинар прошел на базе Музея изобразительных искусств Кузбасса. В нем участвовали представители Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, администраций муниципальных образований, работники музеев, библиотек, педагоги. Спикерами выступили заместитель Генерального директора Русского музея по развитию Анна Цветкова, заведующий отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музеяБорис Столяров и заведующий сектором по работе с образовательными учреждениями отдела Ольга Лузе.

«Начало работы в Кемерове Филиала Русского музея запустило важные процессы дополнительных возможностей для музейного и образовательного сообщества региона, для его жителей. И это только начало большой программы деятельности, – отметила Елена Митрофанова, директор Филиала Русского музея в Кемерове. – Впереди не только вебинары для профессионалов, но и выставки шедевров изобразительного искусства из собрания Русского музея, более полное погружение в технологии образовательных и методологических программ и другие проекты».

Анна Цветкова предложила в рамках работы Филиала Русского музея, пока не будет построено здание музейно-выставочного и театрального комплекса, организовать работу ресурсно-образовательного центра Русского музея на площадке Музея изобразительных искусств Кузбасса. Таким образом можно готовить музейные и педагогические кадры для Сибирского региона, будет идти продуктивный диалог, результатом которого станет то, что и дети, и взрослые смогут лучше понимать искусство.

Борис Столяров рассказал участникам вебинара о направлениях деятельности отдела «Российский центр музейной педагогики и детского творчества». Центр сотрудничает с сотней образовательных учреждений Санкт-Петербурга, а также с 54 регионами России, которые пользуются сегодня наработками питерцев.

Многоуровневая программа «Здравствуй, музей!» разработана для взаимодействия художественных музеев России с системой образования на всех ступенях – дошкольной, школьной и высшей. Проект «Путешествие в мир науки и искусства» включает в себя разные направления: это «Химия и живопись в Русском музее», «Математика и изобразительное искусство», «Народное искусство в музее» и многое другое. Разработаны учебные комплексы для детских садов, школ, вузов. Они могут адаптироваться разными регионами исходя из местных реалий. Казань, Омск, Екатеринбург и Южно-Сахалинск уже воспользовались разработками и напечатали свои варианты учебных пособий.

Сотрудники центра музейной педагогики рассказали о такой форме своей работы, как «Мобильный образовательный центр»: музейщики выезжают на автобусе-лаборатории в районы Ленинградской области для работы с детьми, родителями и педагогами. При поддержке компании «Северсталь» реализуется межрегиональный образовательный проект «Русский музей – регионам России». Музеи могут и должны восполнять лакуны в школьном образовании, обогащать предметные области с помощью изобразительного искусства. Музейные образовательные программы дают мощный скачок успеваемости, который видят родители и педагоги, растет качество образования в школах.

Участники семинара обсудили проблемы экскурсионной работы в период ограничений, практику монетизации онлайн-деятельности, кадровые проблемы, вопросы вовлечения учреждений образования в орбиту музея. Лариса Мызина, директор Музея изобразительных искусств Кузбасса, рассказала об опыте реализуемых образовательных программ. Спонсорами финансируются бесплатные походы детей в музей, крупное предприятие областного центра оказало финансовую поддержку открытию «Школы юного музейщика». Она выразила надежду, что удастся достучаться до руководства образовательных учреждений и более полно включить музеи в учебный процесс.

Представители вузов считают, что необходимо желание потенциальных партнеров, которые могут участвовать в совместных проектах, а доступность программ, которые предоставляет центр музейной педагогики, будет толчком для большой работы. Также они отметили, что идет совместная работа с директорами ведущих музеев Кузбасса, которые дают целевую установку на подготовку специалистов. Образование для музея, музей для образования – это основные цели концепции подготовки музейщиков.

Нужна обратная связь с музейным сообществом, чтобы определить направления деятельности ресурсного центра, подчеркнули организаторы вебинара. Все заинтересованные могут воспользоваться информацией сайта центра музейной педагогики мuzped.net, образовательного портала hello-museum.ru, где собрана коллекция методических материалов. Практика вебинаров по различным аспектам музейно-образовательной деятельности Филиалом Русского музея в городе Кемерово будет продолжена.

Заведующая Чумайским экспозиционным отделом МБУК «Чебулинский краеведческий музей» Мария Головина подчеркнула нужность работы, которую ведет центр музейной педагогики Русского музея: «Меня заинтересовали обучающие онлайн-программы, а также «Мобильный образовательный центр» – такая выездная форма работы была бы популярна в регионе. Если у ресурсного центра будет такой автомобиль, будут поездки – это может стать толчком для выявления художественных способностей детей. Затем можно включать дистанционное сопровождение на базе школ. Такое партнерство будет очень полезным. Нам было бы интересно дизайнерское направление, но необходима методическая подготовка – как и что давать на разную возрастную аудиторию. Для такой деятельности нужны специалисты. Детям интересно обучаться через творчество. Сейчас серьезный кризис в образовании, нужна мотивация для учебы, и специалисты центра музейной педагогики большие молодцы, они действительно закрывают дыры в образовательном процессе, придумывая инновационные формы обучения».