Рубрики
Новости

Путешествие в мир науки и искусства с Русским музеем

Филиал Русского музея в городе Кемерово провел информационно-методический вебинар для музейщиков и педагогов на тему «Искусство и наука как культурные действия».

Филиал Русского музея в городе Кемерово провел информационно-методический вебинар для музейщиков и педагогов на тему «Искусство и наука как культурные действия». 

Спикеры вебинара – заведующий отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея, доктор педагогических наук, профессор Борис Столяров, сотрудники отдела Ольга Лузе и Мария Овчинникова – рассказали о проекте «Путешествие в мир науки и искусства», который реализуется уже 5 лет в разных регионах России. 

В условиях развития технологических инноваций воспроизводство шедевров меняет отношение к памятникам искусства, медиа деформирует сознание. И чтобы искусству выжить, ему нужно в коллаборации с наукой и технологией воспитывать свою публику. Однако попытки преодолеть барьер между искусством и образованием, а подчас и наукой натыкаются на препятствия. К примеру, образование не хочет признавать музеи в числе образовательных институций в системе дополнительного образования. Но мир не стоит на месте, в экономике разных стран начинают преобладать творческие технологии и профессии, молодежь рвется в мир дизайна и киноиндустрии. Сегодняшняя задача – не просто рассказывать детям об искусстве, а помогать, создавать среду, показывать направление, в котором дети могут формировать свои знания. На это и направлен проект «Путешествие в мир науки и искусства», начатый 5 лет назад в сотрудничестве с ПАО «Северсталь».

Этот проект объединил усилия многих служб Русского музея, в педагогический процесс вовлекаются и реставраторы, и работники фондов, и другие специалисты. Сейчас часть программы, курс «Математика и изобразительное искусство» реализуется сейчас в системе образования Республики Чувашия (его финансирует республиканский бюджет). Курс «Химия и живопись» транслируется в Йошкар-Оле, в 8 регионах России прошел марафон по физике, проведен полный курс подготовки учителей-физиков и музейщиков по этому курсу. Существуют программы по химии и биологии, вместе с Российским географическим обществом разрабатывается курс «География и изобразительное искусство», в планах «История и изобразительное искусство». 

Важны и другие коллаборации музейщиков и образования, например, сотрудничество с кванториумами. Российский центр музейной педагогики и детского творчества работает с центром «Интеллект» в Ленинградской области, который занимается выявлением и поддержкой одаренных детей. Специалисты проводят с детьми занятия, фестивали, формируя интерес к изобразительному искусству, художественный интеллект.

Одна из особенностей курсов – междисциплинарность и метапредметность, наука и искусство рассматриваются вместе. Разработчики программ отмечают, что ни в коем случае не указывают учителю, как преподавать тот или иной предмет, они дают новый подход расширению предметной области и новый материал, который зачастую вносит интригу в обучение. Дети с удовольствием решают проблемные задания, которые составлены «хитро и художественно». Используются разные формы работы – исследования, придумывание и решение задач во всех предметных областях. Картина Айвазовского, используемая в курсе «Физика», служит для ответов на вопросы – какими бывают волны, какова в этом месте глубина моря и состав воды. Возможно применение этих программ для поддержки предметной области, что сформировать мотивацию детей заниматься, а также для обучения одаренных школьников. Учебно-методические пособия выпускаются в электронном формате, проводятся обучающие курсы для педагогов. 

«Это уникальный подход в работе музея с юной аудиторией, сочетающий в себе и искусствоведческий, и философский аспекты, решающий проблему приобщения новых поколений к прекрасному через метапредметность, – подчеркнула Елена Митрофанова, директор Филиала Русского музея в городе Кемерово. – Хотелось бы, чтобы и образование, и музеи, и другие стороны подключились к проекту. Ждем вопросов и предложений от педагогов и музейщиков: как вы представляете взаимодействие, в какой форме можно начать работу уже сейчас. Этой теме мы посвятим и другие вебинары. Приглашаю музейщиков поучаствовать онлайн и оффлайн в семинарах Филиала Русского музея в 2022 году, познакомиться с нюансами работы специалистов, посетить их мастер-классы. Уважаемые представители общеобразовательных школ, давайте подумаем, с чего начать, как донести до школ эти идеи, каких спонсоров можно пригласить, как коммуницировать с управлениями образования и культуры, чтобы в Кузбассе появился этот проект, который настолько интересен, что его нельзя не применить».