Рубрики
Новости

Лекция — мастер-класс «Михаил Нестеров „Святая Русь“. Этапы и процесс реставрации»

Русский музей провел лекцию – мастер-класс о работе по восстановлению известнейшего произведения из музейного собрания — картины картины Михаила Нестерова «Святая Русь». Эта картина сейчас экспонируется в Музее изобразительных искусств Кузбасса в рамках работы филиала Русского музея в городе Кемерово.

Русский музей провел лекцию – мастер-класс о работе по восстановлению известнейшего произведения из музейного собрания — картины картины Михаила Нестерова «Святая Русь». Эта картина сейчас экспонируется в Музее изобразительных искусств Кузбасса в рамках работы филиала Русского музея в городе Кемерово.

Как рассказала заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина, картина впервые после реставрации покинула стены музея. «Коллектив реставраторов Русского музея приводит в порядок 4,5 тысячи музейных предметов в год, из них около 200 предметов, требующих сложной реставрации, – отметила она. – Профессия реставратора удивительная, сродни профессии врача». Восстановлением «Святой Руси» занималась команда из трех реставраторов высшей категории, это Ольга Кленова, Марат Дашкин и Наталья Романова.

«Святая Русь» из-за своего состояния была невыездной. После реставрации картина предстала обновленной, приобрела совсем другой вид, другие краски и эмоциональное состояние.

Ольга Клёнова, ведущий художник-реставратор Русского музея, рассказала о процессе реставрации, который прошел в 2019 году и занял полгода.

Михаил Нестеров работал над полотном 6 лет, переписывая целые фрагменты. Не делая межслойную обработку, автор «закладывал» проблему нарушения связи между красочными слоями. Со временем к этому добавились и другие дефекты.

Сначала реставраторам необходимо было изучить слои в ультрафиолетовой люминисценции, буквально под микроскопом, взять химические анализы. За продолжительный период времени развился жесткий кракелюр в виде очень крупных горизонтальных изломов, которые создавали эффект «стиральной доски», преломляли свет и мешали восприятию живописи. С помощью особой камеры – энергодисперсионного рентгенфлюоресцентного спектрометрического анализатора – был сделан анализ пигментов и установлено наличие воска в живописи. Необходимо было ввести клей под отслоения, заменить авторский подрамник, поработать с лаком и кромками, провести много других работ, применяя различные реставрационные технологии. Результатом стало возвращение картине ее настоящего колорита и сияния.

Директор Музея изобразительных искусств Кузбасса Лариса Мызина, реставратор масляной живописи, заведующий реставрационной мастерской Сергей Сильвестрович, реставратор станковой живописи 1 категории (Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля) Виктория Ефименко, главный хранитель Галина Лавренкова, лаборанты и сотрудники музея обсудили с Ольгой Кленовой профессиональные вопросы, касающиеся технологий укрепления красочных слоев и кромок, укладки кракелюра, работы с лаком, энкаустикой. Лариса Мызина рассказала об опыте по сбору средств на реставрацию произведений искусства из фондов музея, отметив, что в бюджете Музея изобразительных искусств Кузбасса на нее никогда не было отдельной статьи расходов. Однако музей активно занимается реставрацией при помощи спонсоров и акции «Усынови картину».

Посмотреть лекцию можно на Youtube-канале Виртуального Русского музея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *